Городские новости, Ярославль,
24 апреля 2013 г.
20 лет в ответе за качество 644 просмотра
Обеспечить каждому ярославцу доступ к бесплатной и качественной медицинской помощи - вот главная задача, которую ставят перед собой сотрудники Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области. Сегодня руководитель ТФОМС Михаил Пушков отвечает на вопросы нашей газеты.
Главный критерий - эффективность
- Михаил Александрович, мы встречаемся с вами в канун знакового события - исполняется 20 лет ТФОМС. Самое время не только подвести итоги, но и рассказать, какие задачи сегодня решает ваше ведомство, ведь в течение этих лет законодательство, регулирующее его деятельность, меняюсь не раз.
- Вы правы, законодательство менялось, но главная задача - финансовое и правовое обеспечение доступности и качества медпомощи, реализуемой в рамках программы ОМС, - всегда оставалась неизменной.
- Многие спрашивают, зачем государству надо было вообще создавать территориальные фонды ОМС, ведь раньше мы неплохо жили и без них?
- Территориальный фонд, как и федеральный, был создан для решения вопросов государственной политики в области обязательного медицинского страхования. До построения системы в нынешнем ее виде финансирование медучреждений осуществлялось по смете. Вне зависимости от объема оказываемой ими помощи для каждого выделялась определенная сумма на год. Не скрою, кого-то это устраивало больше. Однако подобный подход к делу вряд ли можно назвать правильным. Поэтому, взяв за основу международный опыт, было принято решение о выстраивании качественно иной системы финансирования медицинских организаций по понятному принципу: деньги следуют за пациентом. Помимо всего прочего включение в работу данного механизма повышало эффективность использования выделенных средств.
- Это все замечательно, однако не секрет, что здравоохранение в нашей стране финансируется не в тех объемах, какие требуются. Конечно, реализация программы модернизации и нацпроекта «Здоровье» изменили ситуацию в лучшую сторону, однако до сих пор ряд вопросов по-прежнему остаются нерешенными...
- Я вам сейчас скажу парадоксальную вещь: не всегда количество денег гарантирует качество и эффективность лечения. В Соединенных Штатах Америки бюджет здравоохранения весьма солидный - 17 процентов ВВП, но сама система организации работы отрасли, по мнению экспертного сообщества, очень далека от совершенства.
Если говорить о России в целом, у нас финансирование отрасли составляет от 5,1 до 5,2 процента ВВП. Кажется, несопоставимо по сравнению с другими государствами с развитой экономикой, однако темпы, которыми мы идем вперед в последние три-четыре года, внушают оптимизм. В стране растет рождаемость, а кривая смертности неуклонно идет вниз. Это очень неплохие показатели, если учесть, что буквально лет 10- 12 назад мы имели совсем другие цифры.
За что мы платим деньги?
- Россия большая, и везде люди живут по-разному. В Подмосковье среднемесячная заработная плата врачей в 2012 году составила 44 тысячи рублей, здесь и уровень минимальной бюджетной обеспеченности, наверное, несопоставим с нашим. В этой связи хотелось бы узнать: какой у нас в регионе общий объем бюджета отрасли здравоохранения?
- Он весьма солиден - 12 миллиардов рублей. Цифра складывается как из общего увеличения объемов финансирования отрасли, так и роста ассигнований, выделяемых на реализацию целевых программ. Если мы говорим о средствах фонда ОМС, то они идут и на выплату заработной платы медикам, обслуживающему персоналу, и на приобретение расходных материалов, частично медоборудования, мягкого инвентаря, и оплату связи, горюче-смазочных материалов...
- Хорошо, а если той или иной клинике необходим капитальный ремонт, кто его финансирует?
- Бюджет. В настоящий момент объем средств, работающих в системе ОМС, не позволяет включить в тариф инвестиционную составляющую. К тому же тарифы за одинаковую медицинскую помощь в системе ОМС едины на всей территории области. Однако если какое-то лечебное учреждение решило закупить дорогостоящее медицинское оборудование или сделать капитальный ремонт, согласитесь, правильнее будет осуществить эти мероприятия в рамках целевого финансирования. Сегодня медицинские организации могут приобретать за счет средств ОМС медицинское оборудование стоимостью до 100 тысяч рублей и относительно дорогостоящие расходные материалы.
- А разве подобная практика не ведет к увеличению объемов платных услуг, оказываемых нашими ЛПУ?
- Это не так. Поверьте, стоимость капитального ремонта больницы, как и объем средств, которые тратятся ею на приобретение дорогостоящего диагностического оборудования, не сравнится с теми доходами, которые учреждение получает от оказания платных услуг.
Кстати, коммерческой деятельностью ярославские ЛПУ занимаются на вполне легальной основе - учредитель и собственник им это разрешает. Как известно, большинство наших больниц и клиник государственные, а значит, именно государство вправе регулировать эти вопросы. В законе определено, что медицинские организации могут оказывать гражданам медпомощь либо на платной, либо на бесплатной основе, причем данное положение обязательно должно быть прописано в уставных документах учреждения.
К слову, далеко не всегда пациент оплачивает лично выписанный клиникой счет, нередко он получает услугу в рамках заключенного договора о добровольном мед страховании или хозрасчетного договора, к тому же у нас действует и система сертификатов.
Поясню на примере, как это работает. Предположим, врач рекомендовал вам пройти диагностическое обследование. Можно подождать и сделать его бесплатно, а можно провести его оперативно, но тогда придется заплатить за услугу. Вы выбираете второй вариант. Если у вас есть полис ДМС, вполне возможно, что такая услуга ничего стоить не будет.
Однако здесь надо добавить вот что: согласно существующему договору если собственник медучреждения разрешает использовать в коммерческих целях дорогостоящее диагностическое оборудование, то в этом случае и обязательства по его ремонту, приобретению расходных материалов, необходимых запчастей он тоже берет на себя. По-моему, это правильно.
Нам нередко задают вопрос, а на какие еще цели больницы расходуют деньги, полученные от своей коммерческой деятельности? Мы внимательно этот вопрос изучили и выяснили, что чаще всего средства идут на обучение врачей, ремонт оборудования и частичную компенсацию бюджетных обязательств.
- Бывает и так: больной заплатил за лечение в муниципальной клинике, а потом задумывается, законно ли с него взяты деньги.
- Сегодня и в системе ОМС, и при оказании платных медицинских услуг действуют гражданско-правовые договоры. Это я говорю к тому, что сомневаться лучше до того, как вы оплатили счета. Однако в любом случае консультация специалиста той компании, где вы застрахованы, не помешает. Подойдите к нему с чеком и поинтересуйтесь, насколько правомерно с вас взяли деньги за оказанную услугу. Если выяснится, что неправомерно, то страховая компания должна оказать полное содействие в возврате средств.
Последнее слово - за пациентом
- Михаил Александрович, все-таки хотелось бы вернуться к вопросу о доступности и качестве медицинской помощи. Есть ли у вис данные о том, киксами ярославцы оценивают» эти показатели?
- Есть. В прошлом году нами было опрошено чуть более 13 тысяч человек - пациентов, стационаров и поликлиник. Результаты опроса свидетельствуют, что менее трети респондентов - 28 процентов - полностью удовлетворены качеством полученной амбулаторной медицинской помощи. Что касается помощи стационарной и стационарно-замещающей, то здесь доля респондентов, считающих, что она оказывается на должном уровне и качественно, значительно выше - соответственно 42 и 44 процента.
- Можно ли узнать, чем люди недовольны?
- Кик привило, их нс устраивает не столько качество лечения и компетенция медиков, сколько организация работы медицинских учреждений. Сильнейшим раздражающим фактором являются, например, очереди в ряде поликлиник на прием к терапевтам и узким специалистам.
Еще одна проблема - до сих пор не все лечебные учреждения оборудованы специальными пандусами, и для лиц с ограниченными возможностями доступ для них затруднен.
Большинство проблем понятно и организаторам системы здравоохранении, которые работают над тем, чтобы их решить. Конечно, вес и сразу сделать но возможно. Например, обеспечить квалифицированными кадрами все ярославские ЛПУ – задача совсем не из легких. Но как бы там ни было, не стоит преуменьшать роль руководители лечебного учреждения в этом процессе. К его компетенции относится и анализ итогов деятельности подведомственного ЛПУ, и внимательное рассмотрение всех жалоб, в том числе и этико-деонтологических. Последние встречаются в нашей практике, к сожалению, достаточно часто. Между тем взаимоотношения врача и пациента, а деонтология как наука изучает именно их, во многом способствуют успешному лечению.
Все эти проблемы мы решаем совместно с департаментом здравоохранения области, ведь ТФОМС не имеет административных полномочий, их деятельность больше связана с экономикой отрасли и направлена на обеспечение финансирования качественной медицинской помощи.
К слову, сотрудники ТФОМС тщательно анализируют все жалобы, которые к нам поступают, в том числе и те, которые мы получаем на телефоны «горячей линии». По всем обращениям нами проводятся проверки, a в случае необходимости информация передается в департамент здравоохранении и органы Росздравнадзора.
- И последний вопрос, как пациенту разобраться, правильно его лечат или нет?
- Есть страховые медицинские организации, которые как раз и созданы для того, чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, Это ваш представитель и адвокат в диалоге с лечебным учреждением. Если вы в чем-то сомневаетесь либо но можете получить тот или иной вид помощи, обращайтесь в страховую компанию. Там вам подскажут, как правильно поступить и каждом конкретном случае. Если вы от своей компании такой помощи но подучили, звоните нам.
Людмила ДИСКОВА
Вся пресса за 24 апреля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|